Текст законопроекта проанализировали эксперты "Центра противодействия коррупции". Они предупредили, что его принятие грозит уничтожением доверия западных партнеров к украинской власти.

Читайте также Связь между провалом вакцинации и освобождением Сытника – очевидна, – Устинова

Ведь в таком случае НАБУ фактически получит одновременно и директора, и исполняющего обязанности директора. Соответственно это поставит под сомнение легитимность любых решений его руководства.

Очевидно, что причиной этого проекта есть желание назначить "ручного" директора НАБУ, который одним звонком с Банковой будет блокировать дела или наоборот нарушать их касательно врагов Зеленского,
– считает Виталий Шабунин, председатель правления ЦПК.

"Нет блокировки работы НАБУ, ни одна ручная процедура конкурса в НАБУ ни при каких обстоятельствах не будет принята международными партнерами. Именно поэтому пророссийское окружение толкает Зеленского на этот шаг", – подчеркнул он.

Что будет с Сытником

В переходных положениях закона говорится о том, что обязанности директора НАБУ до избрания нового будет исполнять его первый заместитель. Однако там не прописано, что ждет действующего главу бюро Артема Сытника.

Обратите внимание:

  • решение КСУ не приводит к потере им своих полномочий или увольнения с должности директора;
  • нет никаких оснований, установленных законом, для увольнения Сытника с должности директора.

То есть Сытник и в дальнейшем будет занимать должность директора НАБУ. Однако пока бюро не получит нового руководителя, полномочия директора будет выполнять его заместитель – Гизо Углава.

То есть в НАБУ останется и.о. с полномочиями директора и директор с полномочиями. В итоге подрывается легитимность любых решений обоих,
– отметили в ЦПК.

К тому же, эта проблема не разрешится даже после назначения нового директора. Она будет существовать как минимум до апреля 2022 года. Именно тогда истекает 7-летний срок назначения Сытника.

Гізо Углава
Гизо Углава, заместитель директора НАБУ / Фото из соцсетей

В ЦПК также подчеркнули, что законом установлены четкие и исчерпывающие основания для увольнения или прекращении полномочий директора НАБУ. Это – одна из гарантий независимости ведомства и его руководителя.

"Ни одной из этих оснований пока нет. Подобное не определено формулировкой и политическое решение подрывает основные принципы независимости НАБУ и создает опасный прецедент на будущее", – объснили эксперты.

О новой конкурсную процедуре

Согласно ей, в конкурсную комиссию будет входить 9 членов, 3 из них должен определить СНБО, 3 – Кабмин самостоятельно и еще 3 также Кабмин, но по предложению партнеров Украины в сфере антикоррупции.

Для принятия решения необходимо, чтобы его поддержало большинство, а именно – 5 членов комиссии. В ЦПК предостерегли, что в таком случае голос делегированных международными партнерами членов не будет играть важной роли.

Последствия для Украины

В ЦПК обратили внимание на то, что законопроект появился после неудачных переговоров с МВФ. Заметим, что миссия Фонда в Украине завершилась. О пересмотре программы, о выделении траншей договориться не удалось.

"Ручные процедуры для избрания нового директора также разрушат сотрудничество как с ЕС, так и с США. Ведь это прямо противоречит тому, что требуют от Украины", – подытожили в "Центре противодействия коррупции".